АННОТАЦИЯ
Теории коммуникации условно можно разделить на два типа: медиацентрированные и человекоцентрированные (Пронина, 1987); на теории пассивной аудитории и теории активной аудитории (Бакулев, 2010). Цель данной статьи – показать, что в каждой из теорий используется специфическое имплицитное представление о зрителе. Ни одна из них не исчерпывает всех типов зрительского реагирования и поведения. Сторонники теорий пассивной аудитории утверждают, что реакция и поведение зрителей зависят от намерений, замысла авторов телепрограммы, которые манипулируют своей аудиторией, нанося им вред и вынуждая имитировать чуждые им модели поведения. В предельном выражении – аудитория становится «жертвой» обмана и злонамеренных действий со стороны владельцев и заказчиков телепродукции. Сторонники теорий активной аудитории считают, что зрители активно перерабатывают любую, в том числе и телевизионную информацию, поэтому эффекты телевидения ограничены, иногда минимальны, а часто и вовсе ничтожно малы. Кроме того, зрители могут сами определять содержание, темы, участников программы, влиять на голосование в прямом эфире, становиться экспертами, участниками и даже звездами. Теории ограниченных эффектов занимают промежуточную позицию и указывают на то, что влияние СМИ на аудиторию не носит тотального характера, а после просмотра программы поведение зрителей не меняется необратимо и радикально.
ЦИТАТА
Юревич, А.В. Эксплицитные и имплицитные представления о зрителе в социально-психологических исследованиях телевидения / А.В. Юревич, Ф.О. Марченко. В сборнике: Психологическое воздействие: Механизмы, стратегии, возможности противодействия. – 2012. – С. 115-128