Социально-психологические факторы деловой активности и успешность деятельности предпринимателей | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Социально-психологические факторы деловой активности и успешность деятельности предпринимателей

Журавлев А.Л., Позняков В.П., Дорофеев Е.Д.
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в сборнике статей
ГОД 1999
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 35
АННОТАЦИЯ
Постановка проблемы. Важной тенденцией современной жизни России является интенсивное формирование новой социальной группы предпринимателей, от результатов деловой активности которых во многом зависят экономические изменения. Результаты зарубежных и отечественных исследований в области социальной и экономической психологии свидетельствуют о том, что в сходных экономических условиях представители различных социальных групп, в том числе и предприниматели, по-разному строят свою экономическую деятельность. Важно то, что эти различия во многом обусловлены социально-психологическими факторами. С этим общим положением принципиально согласно большинство исследователей, однако, содержание конкретных социально-психологических факторов и особенно механизмы их влияния на деловую активность предпринимателей изучены явно недостаточно. Поэтому исследование социально-психологических факторов регуляции экономического поведения предпринимателей представляется перспективным направлением. Понятие деловой активности является центральным в концептуальной схеме социально-психологического анализа экономической деятельности предпринимателей, а причины тому следующие. Во-первых,это понятие подчеркивает внутреннюю психологическую природу активности субъекта (предпринимателя), которая является по своему характеру избирательной, связанной прежде всего с выбором стратегий и конкретных форм экономического поведения предпринимателей в изменяющихся экономических условиях. Психологическую же основу активности составляют цели и мотивы, социальные установки, ожидания и намерения, а также и другие компоненты мотивационной сферы предпринимателя, побуждающие и регулирующие в том числе его экономическую деятельность. Во-вторых, понятие деловой активности предполагает и позволяет выполнять не только качественный, но и количественный анализ экономической деятельности, связанный с оценкой уровня и динамики (повышения или понижения) деловой активности. Другим важным элементом концептуальной схемы исследования является понятие социально-психологического отношения, под которым понимаются особенности оценки различных социальных объектов, событий, явлений, связанных с экономической деятельностью предпринимателей и выступающих ее внешними условиями. Предполагается, что эти отношения оказывают влияние на качественные и количественные характеристики экономической деятельности, то есть именно они выступают социально-психологическими факторами деловой активности предпринимателей. Регулирующее влияние социально-психологических отношений (оценок) предпринимателей проявляется в индивидуальном и групповом своеобразии их экономической деятельности: выборе ее форм, а главное — в направленности и уровне их деловой активности.
ЦИТАТА
Журавлев, А.Л. Социально-психологические факторы деловой активности и успешность деятельности предпринимателей / А.Л. Журавлев, В.П. Позняков, Е.Д. Дорофеев. В сборнике: Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства. – 1999. – С. 44-67
АВТОРЫ

Журавлёв Анатолий Лактионович

ЛАБОРАТОРИЯ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Научный руководитель ИП РАН

Публикаций в поиске

1411
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЯ ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Позняков Владимир Петрович

ЛАБОРАТОРИЯ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Главный научный сотрудник

Публикаций в поиске

435
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ SOCIAL PSYCHOLOGY

Дорофеев Евгений Дмитриевич

Дирекция
Заместитель директора по общим вопросам

Публикаций в поиске

29
СТЕРЕОТИПЫ ЭЙДЖИЗМ АТРИБУЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ