АННОТАЦИЯ
Постановка проблемы. Важной тенденцией современной жизни России является интенсивное формирование новой социальной группы предпринимателей, от результатов деловой активности которых во многом зависят экономические изменения. Результаты зарубежных и отечественных исследований в области социальной и экономической психологии свидетельствуют о том, что в сходных экономических условиях представители различных социальных групп, в том числе и предприниматели, по-разному строят свою экономическую деятельность. Важно то, что эти различия во многом обусловлены социально-психологическими факторами. С этим общим положением принципиально согласно большинство исследователей, однако, содержание конкретных социально-психологических факторов и особенно механизмы их влияния на деловую активность предпринимателей изучены явно недостаточно. Поэтому исследование социально-психологических факторов регуляции экономического поведения предпринимателей представляется перспективным направлением. Понятие деловой активности является центральным в концептуальной схеме социально-психологического анализа экономической деятельности предпринимателей, а причины тому следующие. Во-первых,это понятие подчеркивает внутреннюю психологическую природу активности субъекта (предпринимателя), которая является по своему характеру избирательной, связанной прежде всего с выбором стратегий и конкретных форм экономического поведения предпринимателей в изменяющихся экономических условиях. Психологическую же основу активности составляют цели и мотивы, социальные установки, ожидания и намерения, а также и другие компоненты мотивационной сферы предпринимателя, побуждающие и регулирующие в том числе его экономическую деятельность. Во-вторых, понятие деловой активности предполагает и позволяет выполнять не только качественный, но и количественный анализ экономической деятельности, связанный с оценкой уровня и динамики (повышения или понижения) деловой активности. Другим важным элементом концептуальной схемы исследования является понятие социально-психологического отношения, под которым понимаются особенности оценки различных социальных объектов, событий, явлений, связанных с экономической деятельностью предпринимателей и выступающих ее внешними условиями. Предполагается, что эти отношения оказывают влияние на качественные и количественные характеристики экономической деятельности, то есть именно они выступают социально-психологическими факторами деловой активности предпринимателей. Регулирующее влияние социально-психологических отношений (оценок) предпринимателей проявляется в индивидуальном и групповом своеобразии их экономической деятельности: выборе ее форм, а главное — в направленности и уровне их деловой активности.
ЦИТАТА
Журавлев, А.Л. Социально-психологические факторы деловой активности и успешность деятельности предпринимателей / А.Л. Журавлев, В.П. Позняков, Е.Д. Дорофеев. В сборнике: Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства. – 1999. – С. 44-67