Психоакустические аспекты изучения речи | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Психоакустические аспекты изучения речи

Морозов В.П.
Механизмы деятельности мозга человека.
ТИП ПУБЛИКАЦИИ глава в книге
ГОД 1988
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 42
АННОТАЦИЯ
Изучение речи как «инструмента» второй сигнальной системы имеет множество историче-ски сложившихся аспектов, обусловленных научными и прикладными задачами: эволюцион-но-антропологическими (White, Brown, 1978), историко-лингвистическими (Якушин, 1984), акустическими (Fant, 1960, 1970), фонетическими (Бондарко, 1977; Зиндер, 1979), физиологи-ческими (Чистович, Кожевников, 1972; Физиология..., 1976), нейрофизиологическими (Бехте-рева и др., 1977, 1985), акустико-физиологическими (Морозов, 1977), экспериментально-психологическими (Licklider, Miller, 1951; Соколов, 1968), психологическими (Леонтьев, 1965; Ломов, 1984), психолингвистическими (Исследование..., 1985), онтогенетическими (Lennenberg, 1967; Тонкова-Ямпольская, 1971), медицинскими (фониатрическими) (Ермолаев и др., 1970), инженерно-техническими (Сапожков, Михайлов, 1983; Lea, 1983a, 1983б) и мно-гими другими. Все эти аспекты в той или иной степени взаимосвязаны, взаимодополняют и «перекрывают» друг друга, т.е. отражают разные стороны одного и того же речевого процес-са. Задача психофизики состоит в изучении связи между физическими свойствами стимула и его воспрятием. Основной задачей настоящей главы является рассмотрение в общей форме связи между акустическими характеристиками речи и ее восприятием человеком, точнее – роли основных акустических характеристик (спектра, основного тона, амплитудно-временных характеристик и др.) в передаче слушателю различных видов речевой информации. Рассмотрены также такие психоакустические особенности восприятия речи слушателем, как информационная избыточность связной речи, влияние шума на восприятие речи, асимметрия слухового восприятия речи, восприятие собственной речи говорящим, особенности вокальной речи (пения), наконец – восприятие человеком так называемых экстралингвистических характеристик звуковой речи, изученных значительно меньше по сравнению с лингвистическими ее свойствами (слово), но значение которых в восприятии речевой информации весьма велико. Система речевой коммуникации в общем виде включает в себя: 1) источник речевого сиг-нала (процесс формирования речевого высказывания и образования речи), 2) акустический речевой сигнал,, 3) приемник речевой информации (слуховой анализатор и мозг слушателя), 4) шум, всегда присутствующий в системе речевой коммуникации и оказывающий суще-ственное влияние как на процесс восприятия речевой информации, так и на ее образование. Все звенья указанной системы речевой коммуникации являются взаимосвязанными и взаи-мосогласованными. Так, например, характеристики источника целиком определяют особен-ности сигнала. Слух человека в свою очередь хорошо адаптирован к восприятию акустиче-ских характеристик речи, выделению речевого сигнала на фоне наиболее вероятных акустических помех. Более того, психофизиологический процесс восприятия речи не ограничивается слуховым анализом акустических характеристик речевого сигнала, но простирается и на анализ слушателем механизмов речеобразования. Данное явление нашло отражение в моторной теории восприятия речи (Галунов, Чистович, 1965; Lieberman et al., 1962; Cooper, 1966), реально регистрируемых биопотенциалах речевых мышц при слушании речи (Соколов, 1968), представлениях об активной природе любого сенсорного процесса, в частности восприятия вокальной речи (Морозов, 1977) и музыки (Теплов, 1947; Леонтьев, 1965).
ЦИТАТА
Морозов, В.П. Психоакустические аспекты изучения речи / В.П. Морозов. В книге: Механизмы деятельности мозга человека. – 1988. – С. 578-607
АВТОРЫ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2005 год

1982 год

1975 год

1965 год