АННОТАЦИЯ
Проблема соотношения мышления и знания еще в начале века была поставлена в гештальтпсихологии. М. Вертгеймер сформулировал ее в виде парадоксального вопроса: что лучше - мыслить или знать? Стремясь выделить в мышлении творческий момент, способность мыслящего субъекта открывать новое, гештальтпсихологи противопоставили продуктивное мышление репродуктивному, основанному на прошлом опыте (знании). Они затратили немало усилий на экспериментальное обоснование тезиса о том, что прошлый опыт является тормозом, препятствующим видению нового (эксперименты К.Дункера, Н.Майера и др.). "Однако, - пишет К.А.Славская, - в поисках механизма мышления они совершенно упустили из виду тот фундаментальный факт, что всякое мышление исходит из прошлых знаний, совершается на их основе, отправляется от них, включает их, что без использования знаний мышление вообще невозможно" (1968, с.156). Убедительные доказательства реальности указанного факта получены в работах С.Л. Рубинштейна, А.В. Брушлинского, Я.А. Пономарева, А.М. Матюшкина и других советских и зарубежных психологов.
ЦИТАТА
Тихомиров, О.К. Мышление, знание, понимание / О.К. Тихомиров, В.В. Знаков. // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 1989. – № 2. – С. 7-16