Объект исследования. Особенности состояния смыслового и лексико-грамматического уровней речи у детей 8-10 лет с аутистическими расстройствами в сравнении с речью детей с трудностями обучения. Цель исследования. Изучение основных механизмов нарушений лексико-грамматического и смыслового уровней порождения и понимания речи и связи этих нарушений с состоянием невербальных функций у детей с аутистическими расстройствами в сравнении с детьми с трудностями обучения. Методы. Метод синдромного анализа, клинико-психологический. Теоретические и практические результаты и их новизна. Разработана система методов изучения смысловой организации речи детей с аутистическими расстройствами и трудностями обучения. Выявлены особенности речи детей с аутистическими расстройствами. Показано, что у детей с аутистическими расстройствами центральное место в речевой симптоматике занимают комплексные нарушения смыслового уровня, включающие трудности сохранения целостности мысли и ее развертывания; они протекают на фоне лексико-грамматических нарушений. Установлено, что нарушения смыслового уровня речи детей с аутистическими расстройствами наиболее близки к таковым у детей со слабостью правополушарных функций; они связаны с дефицитом холистической стратегии обработки информации. Специфическими для детей с аутистическими расстройствами являются искажение эмоциональной и социальной ситуации, что ведет к грубым смысловым ошибкам по типу ухода от контекста. Степень и эффективность внедрения. Результаты используются в ГБОУ ЦПМССДиП Департамента образования города Москвы; в ГБОУ ЦДиК "Коньково"; на факультете психологии МГУ имени М.В.Ломоносова.
ЦИТАТА
Особенности развития речи детей с аутистическими расстройствами / А.А. Романова, Т.В. Ахутина, Е.А. Сергиенко, О.С. Никольская, Ю.П. Зинченко диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Москва, – 2012.
Определены психологические детерминанты возникновения алкогольной зависимости у русскоязычных эмигрантов. Выявлены общие тенденции преодоления алкогольной зависимости в рамках различных психотерапевти...
Цель: проведение комплексной психологической оценки эмоционально-личностной сферы и познавательной деятельности у детей и подростков в норме и при патологии ЦНС с учетом структурно-функциональных осно...
Цель: исследование возрастной динамики развития эмоциональной регуляции у детей с аутистическими расстройствами 6 - 10 лет в условиях адаптации к начальной школе. Проведено исследование эмоционально-л...
Статья выпускающего редактора по содержанию представленного читателям очередного выпуска журнала «PEM: Psychology. Educology. Medicine». Материалы номера анализируются в контексте фазового перехода от...