АННОТАЦИЯ
Феномен психологического манипулирования проанализирован с позиций структурно-уровневого подхода к психологической теории деятельности, в котором устанавливается ценностно-смысловой состав операций, действий и деятельности в целом. Описана трехуровневая структура манипулирования, позволившая выйти к типологии форм манипуляционных процедур. Выявлены сложный динамический характер склонности к манипулированию, его зависимость от возраста педагогов и их профессионального опыта. Выделены два вида манипулятивных приемов, применяемых в педагогической практике. Предложен новый способ обработки Мак-шкалы, расширяющий интерпретационные возможности этой методики и позволивший выделить структурные компоненты макиавеллизма: негативное представление о природе человека, размытость морально-нравственных норм и манипулятивную коммуникативную установку. Установлена взаимосвязь склонности к манипулированию с ценностно-смысловыми ориентациями личности, особенностями самоактуализации, социально-психологической адаптацией и коммуникативными особенностями личности.
ЦИТАТА
Склонность к манипулированию и формы ее проявления в профессионально-педагогической деятельности / Э.А. Щеглова, Н.Н. Палагина, Е.А. Сергиенко, Н.В. Козлова, Г.Н. Прозументова диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Томск, – 2009.