АННОТАЦИЯ
В статье представлен анализ истории развития исследований, посвященных проблематике референтного общения. В ходе теоретического обсуждения роли сравнения в процессах описания и идентификации целевого референта в коммуникативных ситуациях также рассмотрены различные планы проявления сравнения в референтном общении, представлена эмпирическая классификация вербально-коммуникативных приемов передачи информации о целевом референте. Описание цикла эмпирических исследований референтного общения, выполненных авторами, включает в себя рассмотрение организованных по сходному дизайну трех экспериментальных ситуаций: в первой моделировалось референтное общение в задаче описания и выбора сложных акустических событий; во второй - общение касалось сложных зрительных объектов; наконец, в третьей - сложных объектов разной модальности (один из участников описывал предъявленные ему рисунки, сделанные другими людьми по ассоциации с разными музыкальными фрагментами, а второму участнику предлагалось найти музыкальный фрагмент, соответствующий описываемому рисунку). Результаты исследования наглядно демонстрируют особенности использования разных приемов передачи информации о целевом референте в разных коммуникативных ситуациях и связь между эффективностью решения задачи идентификации целевого референта, используемыми приемами и характеристиками выполняемых участниками операций с объектами.
ЦИТАТА
Самойленко, Е.С. Феномен сравнения в процессе референтного общения / Е.С. Самойленко, В.Н. Носуленко, И.В. Старикова. // Экспериментальная психология. – 2012. – Т. 5. – № 2. – С. 39-62