АННОТАЦИЯ
В этой работе критически обозреваются данные, опубликованные за последние несколько лет по вопросу о роли рабочей памяти на различных этапах решения инсайтных задач. Обсуждение вопроса об общем вкладе рабочей памяти в успешность решения инсайтных задач создает противоречивое впечатление: есть данные как в поддержку идеи ключевой роли рабочей памяти в успешности решения инсайтных задач, так и данные о негативной роли рабочей памяти и контроля. Способом разрешения этого противоречия является рассмотрение роли рабочей памяти в динамике. В данном обзоре предлагается анализ имеющихся данных о роли рабочей памяти и контроля на разных этапах решения инсайтных задач. Анализ показал, что, в целом, решение инсайтных задач требовательно к рабочей памяти, хотя и в меньшей степени, чем решение аналитических задач. Наибольшая степень загрузки рабочей памяти наблюдается в начале и конце решения инсайтных задач. Начальная загрузка может быть связана с пониманием условий, построением первоначальной репрезентации и аналитическим поиском в первоначальном пространстве решений. В дальнейшем загрузка рабочей памяти в решении инсайтных задач заметно снижается, что можно связать с режимом поиска новой репрезентации или состояние тупика. На последнем этапе решения инсайтных задач был обнаружен короткий подъем загрузки рабочей памяти перед обнаружением решения, что может быть связано с построением новой репрезентации и запуском поиска решения в новом пространстве решений.
ЦИТАТА
Korovkin, S.Y. THE ROLE OF WORKING MEMORY AT DIFFERENT STAGES OF INSIGHT PROBLEM SOLVING: A CRITICAL REVIEW / S.Y. Korovkin // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2023. – Т. 20. – № 3. – P. 407-417