АННОТАЦИЯ
Анализ новых данных, полученных в психологии (в том числе психофизиологии, кросскультурной психологии, психологии морали) и нейронауках нами и другими авторами при экспериментальных исследованиях научения, памяти и моральных решений, позволяет выделить направления исследований, развитие которых может быть полезно для совершенствования методов обучения и воспитания. Обсуждается проблематичность прямого, непосредственного переноса закономерностей, выявляемых в фундаментальной науке, в практическую область, и формулировка на их основе новых методов обучения и воспитания. Обосновывается положение о том, что переход от фундаментального знания к практике образования осуществляется эффективно при включении специального промежуточного этапа - прикладных исследований. Отмечены положения, сформулированные на базе исследований фундаментальной науки, и рассмотрены результаты ряда связанных с ними экспериментальных практико-ориентированных работ, проведенных нами в школах разных регионов совместно с учителями этих школ. Приведены варианты практических рекомендаций, вытекающих из результатов упомянутых работ. В заключение сопоставлено значение тактических и стратегических исследований применительно к достижению практико-ориентированных результатов и собственно научных, “внутренних” целей фундаментальной науки.
ЦИТАТА
Фундаментальная наука и практика: от мультидисциплинарного анализа научения, памяти и моральных решений к практикоориентированным разработкам методов обучения и воспитания / Ю.И. Александров, А.А. Созинов, О.Е. Сварник, И.М. Созинова, А.И. Булава, М.Г. Колбенева, В.В. Апанович, Е.А. Сухино-Хоменко, К.Р. Арутюнова, А.В. Бахчина, К.И. Ананьева, В.В. Знаков, В.Н. Носуленко, Ю.В. Постылякова // Психологический журнал. – 2022. – Т. 43. – № 2. – С. 5-19