ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА И ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА И ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ PDF

Бессонова Ю.В., Обознов А.А.
Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда ВАК IF 0,925
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2019
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 3
АННОТАЦИЯ
В статье представлены результаты теоретического обоснования и эмпирического исследования роли профессионального менталитета в обеспечении надежности профессиональной деятельности в экстремальных условиях. Показано, что экспертная оценка профессиональной успешности по формальным критериям не отражает особенности профессионального менталитета специалистов и, тем самым, не может оценивать профессиональную надежность и потенциальные риски по человеческому фактору. Объективная оценка надежности (по количеству взысканий, пропусков работы и т.п.), напротив, тесно связана, с одной стороны, с профессиональной успешностью, обеспечивая возможность достижения высоких результатов в работе, а с другой стороны - с характеристиками профессионального менталитета специалистов, представляющего оценочный «фильтр» при принятии профессиональных решений в ситуациях неопределенности, особенно свойственных именно экстремальной деятельности. Профессиональный менталитет (в частности, его ценностно-мотивационный компонент) играет существенную роль в обеспечении надежности деятельности специалистов в экстремальных условиях, что, в свою очередь, сказывается на обеспечении успешности и результативности профессиональной деятельности. Формирование, поддержание и проявление адекватного требованиям экстремальной деятельности профессионального менталитета теснейшим образом взаимосвязано с особенностями организационной культуры безопасности в подразделениях. Установлены существенные отличия в ценностно-мотивационной компоненте профессионального менталитета при сравнении работающих пожарных и учащихся по специальности. Мотивы, установки и представления начинающих специалистов претерпевают содержательные изменения, отражая особенности каждого этапа профессионализации - обучения, становления, проявления в профессии. Формирование адекватной профессиональной ментальности представляет собой длительный процесс, окончательное становление наиболее адекватных требованиям профессии установок, представлений и пр. происходит не ранее, чем к 7 годам службы. Также отражены некоторые тенденции формирования профессионального менталитета на выборке из 154 пожарных-спасателей.
ЦИТАТА
Бессонова, Ю.В. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА И ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / Ю.В. Бессонова, А.А. Обознов. // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. – 2019. – Т. 4. – № 4. – С. 30-71
АВТОРЫ

Бессонова Юлия Владимировна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА, ЭРГОНОМИКИ, ИНЖЕНЕРНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Научный сотрудник

Публикаций в поиске

131
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Обознов Александр Александрович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА, ЭРГОНОМИКИ, ИНЖЕНЕРНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Главный научный сотрудник

Публикаций в поиске

290
ПСИХОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЭРГОНОМИКА
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2020 год

2020 год

2018 год

2018 год