"В наше время, педагогически направленное": студенческие психолого-педагогические штудии в Русском педагогическом институте им. Я.А. Коменского в Праге | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

"В наше время, педагогически направленное": студенческие психолого-педагогические штудии в Русском педагогическом институте им. Я.А. Коменского в Праге PDF

Костригин Артем Андреевич
Педагогика и просвещение ВАК IF 0,386
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2018
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 5
АННОТАЦИЯ
В статье обсуждаются вопросы изучения истории российского психологического зарубежья в конце XIX – начале XX вв. Дается классификация психологический направлений в российском научном зарубежье. Акцентируется внимание на психолого-педагогической и педологической проблематике, разрабатываемой русскими психологами, педагогами и философами в эмиграции в Праге (Чехословакия), а именно – в Русском педагогическом институте им. Я.А. Коменского (РПИ). Среди этих ученых имена А.Л. Бема, С.И. Гессена, В.В. Зеньковского, И.И. Лапшина, В.М. Левитского, Н.О. Лосского, А.В. Маклецова, С.А. Острогорского, С.О. Серополко, Г.Я. Трошина и др. Впервые публикуются учебные планы по некоторым дисциплинам, входящим в круг психолого-педагогических вопросов. Автор сосредоточивается на творчестве В.В. Зеньковского и его научной школе пражского периода. Представителями данной школы считаются студенты, которые обучались у В.В. Зеньковского в РПИ. Предметом данного историко-психологического исследования являются рефераты студентов РПИ по педагогической и детской психологии (найденные в архивных материалах). Методами данного исследования являются анализ продуктов деятельности (архивные материалы), источниковедческий анализ и проблемологический анализ (психолого-педагогическая и педологическая проблематика). Предложена авторская модель структуры психологической науки в русском научном зарубежье: умозрительная, интроспективная и экспериментальная психология. Проанализированы рефераты студентов по педагогической и детской психологии. Работы позволяют выделить некоторые направления осмысления психолого-педагогической и педологической проблематики: изучение продуктом творчества детей и их применение в познании детской души и педагогике; изучение детских вопросов как процесс становления мышления и речи; личность воспитателя и педагога, ее влияние на становление детской личности; детская религиозность; детская речь; дневник матери и его применение в педологии; детская ложь и характер ребенка. Автор считает, что история российского психологического зарубежья является перспективной областью научных исследований.
ЦИТАТА
Костригин, А.А. "В наше время, педагогически направленное": студенческие психолого-педагогические штудии в Русском педагогическом институте им. Я.А. Коменского в Праге / А.А. Костригин // Педагогика и просвещение. – 2018. – № 3. – С. 46-64
АВТОРЫ

Костригин Артем Андреевич

ЛАБОРАТОРИЯ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Младший научный сотрудник

Публикаций в поиске

336
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ HISTORY OF PSYCHOLOGY PSYCHOLOGY
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2017 год

2020 год

2017 год

2018 год