Понятие субъекта анализируется с исторической точки зрения: показан переход от гносеологического статуса понятия к онтологическому, от философской категории к психологической. Содержательное наполнение понятия субъекта представлено в сопоставлении подходов, разного наполнения и различного изучения. Понятие субъекта сравнивается не только в основных ведущих психологических школах: теории деятельности С. Л. Рубинштейна, теории деятельности А. Н. Леонтьева, культурно-исторической теории Л. С. Выготского, но и в современных психологических подходах. Показано различие понимания субъекта и субъектности как его свойства в разных концептуальных школах. Аргументируется возможность дифференциации понятий «субъект-личность», сопоставляются понятия «субъект-актор», «субъект-агент». Проводится категориальный анализ понятия «субъект» и показаны перспективы реализации данного понятия в разных направлениях психологических поисков.
ЦИТАТА
Сергиенко, Е.А. Индивидуальный субъект в психологии / Е.А. Сергиенко, В.В. Знаков, Н.Е. Харламенкова. В сборнике: Разработка понятий современной психологии. – 2018. – С. 63-115
Предлагается обзор основных событий жизненного пути Александра Александровича Митькина и его научного творчества, высоко оцененного его современниками. Общая структура статьи обусловлена этапами жизне...
В статье сопоставлены две линии развития теории С.Л. Рубинштейна. Первая из них связана с деятельностью ученика и постоянного сотрудника Рубинштейна, после его смерти директора Психологического инстит...
В работе приводятся аргументы различий между процессуальным подходом к личности (С.Н. Костромина, Н.В. Гришина) и принципом непрерывности, реализуемым в системно-субъектном подходе. Основные дискуссио...
Обсуждаются теоретические и практические аспекты управления профессиональной карьерой (ПК) менеджеров посредством корпоративного обучения. Представлены цели, задачи, методический инструментарий и усло...