АННОТАЦИЯ
Целью настоящего исследования было выявление особенностей динамики сердечного ритма у детей на разных стадиях онтогенеза при решении моральных дилемм «свой»-«чужой». Участниками исследования были дети из общеобразовательных дошкольных учреждений и школ России (N=75) двух возрастных групп: 4-7 лет, 8-11 лет. Эксперимент состоял из трех частей: беседа на заранее подготовленные экспериментатором темы; решение моральных дилемм; прохождение психологических тестов. При решении дилемм необходимо было выбрать, кому отдать ресурс: «своему» - ресурс нужен для необязательной выгоды, или «чужому» - ресурс обязателен для выживания. В течение всего эксперимента регистрировался ритм сердца. Было выявлено уменьшение частоты сердечных сокращений во время решения моральных дилемм у детей 4-7 лет по сравнению с периодом беседы и решения тестов. У детей 8-11 лет не было обнаружено различий между показателями ритма сердца до, во время и после решения дилемм. Предполагается, что полученные результаты свидетельствуют о снижении активности адаптационных процессов во время решения моральных дилемм детьми младшей, но не старшей группы. Полученные данные обсуждаются с позиции системно-эволюционного подхода и представлений об изменениях вариабельности ритма сердца как показателя адаптационных процессов.
ЦИТАТА
Созинова, И.М. Изменение показателей сердечного ритма до, во время и после решенияморальных дилемм детьми 4-11 лет / И.М. Созинова, А.В. Бахчина, Ю.И. Александров. // Экспериментальная психология. – 2017. – Т. 10. – № 3. – С. 97-109