В статье анализируется феномен роста когнитивных способностей людей на протяжении ХХ века, известный в литературе как "эффект Флинна". На основе структурно-динамической теории интеллекта вводится предположение, что эффект Флинна может быть частично объяснен тем, что в ХХ веке когнитивный потенциал людей перемещался из эмоционально-образной сферы в рациональную. Для проверки этого предположения произведено эмпирическое исследование текстов художественной литературы для детей, написанных между 1900 и 2016 гг. Разработаны методы оценки структурной сложности этих текстов. Показано, что, вопреки росту показателей тестов интеллекта, сложность художественной литературы для детей на протяжении ХХ века снизилась.
ЦИТАТА
Феномен векового роста интеллекта: анализ художественной литературы // Психологический журнал. – 2017. – Т. 38. – № 5. – С. 18-26
Проведен анализ изменений нагрузок на тесты интеллекта по генеральному фактору в ХХ веке на материале корреляционных матриц из архива Дж. Керролла. Из представленных в архиве данных были отобраны субт...
Статья представляет обзор современной зарубежной литературы по проблематике эффекта Флинна. Эффектом Флинна называется рост показателей по тестам интеллекта на протяжении XX в., его темп оценивается п...
Термином «эффект Флинна» принято обозначать феномен повышения оценок по тестам интеллекта с течением времени. Этот феномен вызывает значительный, выходящий за рамки психологии, интерес во всем мире. О...
Повышение оценок по тестам интеллекта из поколения в поколение, известное как «эффект Флинна», широко изучается в различных странах в связи с особой ролью интеллекта как важнейшего компонента человече...