АННОТАЦИЯ
В статье излагаются результаты исследования языковых маркеров простоты/ сложности художественных текстов на материале сравнения детской и подростковой художественной литературы, издававшейся с 1900 по 2016 гг. Для проведения анализа были подобраны тексты произведений, наиболее популярных в соответствующий временной период. Произведения были подобраны по категориям «русская литература», «европейская литература», «американско-канадская литература». Все тексты были разбиты на 4 возрастные категории: «дошкольный возраст», «младший школьный возраст», «средний школьный возраст», «старший школьный возраст». В анализ вошли 588 книг на русском языке и 118 текстов на английском языке. В каждом тексте подсчитывались значения ряда количественных показателей, измеряющих объем текста, а также ряд показателей, характеризующих структуру и содержание текстов. Результаты статистического анализа показали, что существуют компоненты художественных текстов, которые можно расценивать как маркеры усложнения когнитивной организации. Выявленные параметры могут составить основу инструментария для дальнейших сравнительных операций с текстами, связанных с исследованием речевого развития человека в процессе чтения и сопряженных с этим эффектов.
ЦИТАТА
Когнитивная сложность художественных текстов для детей: квантитативные методы оценки // Вопросы психолингвистики. – 2017. – № 31. – С. 42-61