Процесс дифференциации: содержание концепта и возможности операционализации в психологических исследованиях | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Процесс дифференциации: содержание концепта и возможности операционализации в психологических исследованиях PDF

Александров И.О., Максимова Н.Е.
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в сборнике статей
ГОД 2014
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 19
АННОТАЦИЯ
В работе на основании анализа истории становления понятия «дифференциация» и его использования в современной литературе дано определение этого концепта в терминах основных неотъемлемых свойств процесса дифференциации — атрибутов предмета исследования. Атрибуты были описаны как гипотетические положения, правдоподобие которых доступно для проверки в эмпирических исследованиях. Процессы дифференциации исследовали при формировании психологических структур: структуры знания, которая фиксирует компетенцию в определенной предметной области — стратегической игре двух партнеров («крестики-нолики на поле» 15×15), а также структуры опыта у животных, обученных сложному инструментальному поведению. Выделено три классификационные единицы дифференциации (в эволюционной кладистике — «клады»), в которых происходит порождение качественно новых составляющих психологических структур. При дифференциации-I из популяции преспециализированных нейронов порождаются группы протокомпонентов, при этом у нейронов, составляющих новообразованные протокомпоненты, определяется возможность образования различных специализаций относительно взаимодействий с данной предметной областью. При дифференциации-II происходит порождение компонентов психологических структур из протокомпонентов. Компоненты психологических структур представлены группами нейронов, специализированных относительно определенных поведенческих актов. Определены длительность процесса порождения компонентов психологических структур, проявления этого латентного процесса в характеристиках поведения и условия, инициирующие его. В процессах дифференциации-III компоненты психологических структур формируют возможности взаимодействий с другими компонентами, в основе которых лежат подмножества нейронов, реализующих данный компонент, которые сформировали дополнительные специализации относительно взаимодействий с другими компонентами. Во всех трех типах дифференциации происходит формирование новообразований, психологические структуры приобретают новый уровень сложности организации, обогащаются новыми типами составляющих структуры, что обеспечивает возможность непрекращающегося совершенствования компетенции в определенной предметной области. В работе специально обсуждается и эмпирически оценивается роль коммуникации в формировании свойств целостности, связности, взаимоСОдействия составляющих, системной организации психологической структуры. Показано, что процесс интеграции не является самостоятельным и рядоположным процессу дифференциации, свойство интегрированности психологической структуры — один из продуктов дифференциации. Поскольку определение дифференциации дано в абстрактных терминах (без указания конкретного развивающегося объекта), то и само определение, и описания процесса дифференциации, построенные на его основе, могут быть применены для объяснения процессов развития весьма широкого круга объектов.
ЦИТАТА
Александров, И.О. Процесс дифференциации: содержание концепта и возможности операционализации в психологических исследованиях / И.О. Александров, Н.Е. Максимова. В сборнике: Дифференционно-интеграционная теория развития. – 2014. – С. 87-138
АВТОРЫ

Александров Игорь Олегович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Ведущий научный сотрудник

Публикаций в поиске

87
СИСТЕМНО-ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СТРУКТУРА ЗНАНИЯ

Максимова Наталья Евграфовна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Старший научный сотрудник

Публикаций в поиске

62
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ DIFFERENTIATION СИСТЕМНО-ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2014 год

2019 год

2019 год

2019 год