Различия в нейрогенетической активности в процессе научения при различиях в структуре индивидуального опыта | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Различия в нейрогенетической активности в процессе научения при различиях в структуре индивидуального опыта PDF

Булава А.И., Сварник О.Е., Александров Ю.И.
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в сборнике статей
ГОД 2012
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
С позиций системно-эволюционного подхода (Швырков, 1988) индивидуальное развитие – это процесс последовательных системогенезов, представляющих собой формирование новых функциональных систем (элементов индивидуального опыта) (Александров, 2004), направленных на достижение полезного приспособительного результата в ходе научения. Множество функциональных систем, сформировавшихся на протяжении онтогенеза, представляют структуру индивидуального опыта (Александров, Греченко и др., 1997). Процесс системогенеза характеризуется изменениями свойств нейронов на функциональном, морфологическом и генетическом уровнях (Сварник, Александров, Анохин, 2007), т.е. их специализацией относительно формируемого поведения (Швырков, 1995), а также изменениями этих свойств у нейронов, принадлежащих к ранее сформированным системам, обусловленными включением новой системы в уже имеющуюся у индивида структуру опыта – фиксированных этапов индивидуального развития. Этот процесс получил название «аккомодационной реконсолидации» (Александров, 2004). Ранее было обнаружено, что схожее поведение животных двух экспериментальных групп при обучении их новому (второму по истории формирования) навыку сопровождается достоверно значимыми различиями в числе нейронов, претерпевающих изменения экспрессии генов (детектировано по экспрессии раннего гена c-fos), экспериментальные группы отличались только по способу формирования первого навыка нажатия на педаль: одна группа в один этап, вторая – в пять (Сварник и др., 2011). Полученные результаты могут свидетельствовать в пользу того, что формирование навыка в один или в несколько этапов приводит к различиям в структуре индивидуального опыта и его различной реорганизации в процессе приобретения нового опыта. Далее предстояло выяснить, сохранится ли выявленная тенденция к уменьшению числа нейронов, претерпевающих нейрогенетические изменения при формировании навыка, нового по отношению к уже сформированному, если увеличивать количество этапов обучения первому по истории формирования навыку.
ЦИТАТА
Булава, А.И. Различия в нейрогенетической активности в процессе научения при различиях в структуре индивидуального опыта / А.И. Булава, О.Е. Сварник, Ю.И. Александров. В сборнике: Экспериментальный метод в структуре психологического знания. – 2012. – С. 758-762
АВТОРЫ

Булава Александра Игоревна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Младший научный сотрудник

Публикаций в поиске

44
СТРЕСС НАУЧЕНИЕ ПАМЯТЬ

Сварник Ольга Евгеньевна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Старший научный сотрудник

Публикаций в поиске

63
НАУЧЕНИЕ LEARNING МОЗГ

Александров Юрий Иосифович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Заведующий(ая) лабораторией

Публикаций в поиске

381
НАУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ СИСТЕМНО-ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ