Феномен коллективного знания: согласование индивидуальных когнитивных структур или формирование надындивидуальной психологической структуры? | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Феномен коллективного знания: согласование индивидуальных когнитивных структур или формирование надындивидуальной психологической структуры? PDF

Максимова Н.Е., Александров И.О.
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в сборнике статей
ГОД 2009
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 14
АННОТАЦИЯ
Полученные результаты показывают, что в организации структуры знания (СЗ), в ее составляющих, в том числе в базовых компонентах, фиксируются все стороны взаимодействий индивида с миром – свойства собственно предметной области, важные стороны межиндивидуальных отношений, индивидуальные характеристики партнеров. Установление связи направленности формирования СЗ у взаимодействующих партнеров не только с компетенцией в предметной области, но и с весьма широким спектром характеристик партнера по деятельности, включая антропометрические, – важный результат исследования, который, по нашему предположению, противостоит представлению о согласовании индивидуальных СЗ через взаимодействие в предметной области. Установлено, что свойства СЗ, формирующиеся в процессе взаимодействия с партнером по игре, варьируют в связи даже с такими характеристиками ситуации и партнера, которые до получения результатов данного исследования могли считаться иррелевантными для формирования знания о предметной области. Если рассматривать утверждение С. Л. Рубинштейна «Учение мыслится как совместное исследование… совместное прохождение того пути открытия и исследования, который к ним приводит» (Рубинштейн, 1997, с. 433) как гипотезу, то на эмпирических основаниях можно оценить его как весьма правдоподобное. Общность СЗ игроков в одной диаде – партнеров, оппонентов – обеспечивает саму возможность совместной игры. В стратегической игре прогнозирование не только ответных ходов противника, но и его стратегий, отдаленных результатов как собственных действий, так и действий противника имеет ключевое значение. Представляется, что именно «внутридиадное» сходство СЗ позволяет прогнозировать будущие ходы противника. Использованные в работе приемы позволяют выявить только гомологии в организации сравниваемых СЗ. Сам феномен антагонистической игры указывает на то, что формы согласования СЗ не могут исчерпываться имитацией психологических структур и поведения противника. Важно определить, какие формы сходства между СЗ партнеров, кроме гомологии, могут развиваться: комплементарность, конгруэнтность или какие-либо другие. Формирование в процессе формирования компетенции СЗ, обладающих подобием, хотя формы этого подобия остаются предметом будущих исследований, заставляет признать, что использование понятия «структура индивидуального знания» по отношению к психологической структуре, формирующейся в процессах взаимодействия членов сообщества с предметной областью, представляется некорректным. Полученные результаты свидетельствуют о недостаточности представления о согласовании индивидуальных когнитивных структур для объяснения многообразной феноменологии коллективного знания. Эти результаты могут служить для обоснования существования надындивидуальных психологических структур, которые формируются у индивида как представителя группы, на членах которой распределена более общая психологическая структура, обеспечивающая все стороны взаимодействия этой группы с данной предметной областью.
ЦИТАТА
Максимова, Н.Е. Феномен коллективного знания: согласование индивидуальных когнитивных структур или формирование надындивидуальной психологической структуры? / Н.Е. Максимова, И.О. Александров. В сборнике: Психология человека в современном мире. – 2009. – С. 368-376
АВТОРЫ

Максимова Наталья Евграфовна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Старший научный сотрудник

Публикаций в поиске

62
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ DIFFERENTIATION ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА

Александров Игорь Олегович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Ведущий научный сотрудник

Публикаций в поиске

87
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СИСТЕМНО-ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД СТРУКТУРА ЗНАНИЯ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
1991 год

2020 год

2021 год