Дифференциация психологических структур и овладение новыми предметными областями | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Дифференциация психологических структур и овладение новыми предметными областями PDF

Александров И.О., Максимова Н.Е., Балуева Т.В.
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в сборнике статей
ГОД 2012
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 1
АННОТАЦИЯ
Полученные результаты могут быть представлены как описание синдромов студента, получающего второе образование (1 ГК), и студента, получающего второе, третье и более образований (2 ГК) (см. таблицу 1). Основываясь на полученных результатах, можно предложить следующие соотношения между процессами дифференциации ПС, потенциалом овладения новыми предметными областями и психологическими свойствами индивидов. 1. Для вступления на траекторию непрерывного образования (получению 2-го, 3-го и последующих высших образований), т. е. для овладения новыми предметными областями, характерен высокий темп дифференциации 1-го типа и исходное доминирование мотивов самореализации над мотивами жизнеобеспечения. 2. Для начальных стадий непрерывного образования характерны экстремальные относительно возрастных нормативов темпы дифференциации 1-го и 3-го типа. На более поздних стадиях эти темпы снижаются, но высокий темп некоторых видов дифференциации 3-го типа (порождение пропозициональных отношений) сохраняется неопределенно долго. 3. В процессе непрерывного образования усиливается доминирование мотивов самореализации над мотивами жизнеобеспечения. Вес наиболее общих и базовых, а также прагматических мотивов снижается, а все более специализированные мотивы самореализации приобретают все большую личностную значимость. 4. В эмоциональной сфере происходит смещение к большей устойчивости. При общей исходной фрустрационной устойчивости происходит смена качества фрустрации – с астенической на стеническую, при этом фрустрационная устойчивость повышается. 5. Мотивировка продолжения получения образования на ранних этапах продолжения образования более прагматична («овладение профессией»), а затем смещается к «интересу» и «удовольствию от получения знаний». 6. В начале траектории непрерывного образования студенты в значительно большей степени отличаются от групп сравнения, затем это отличие снижается по некоторым характеристикам, кроме наиболее развитых процессов дифференциации (порождение пропозициональных отношений) и увеличения доминирования мотивов самореализации над мотивами жизнеобеспечения. 7. 1 ГК демонстрирует свойства, характерные для начала траектории непрерывного образования, а 2 ГК – свойства, характерные для долговременного, продолжающегося состояния обучения. Можно предположить, что часть популяции характеризуется повышенными относительно возрастных нормативов темпами дифференциации психологических структур 1-го и 3-го типа (поро
ЦИТАТА
Александров, И.О. Дифференциация психологических структур и овладение новыми предметными областями / И.О. Александров, Н.Е. Максимова, Т.В. Балуева. В сборнике: Развитие психологии в системе комплексного человекознания. – 2012. – С. 650-653
АВТОРЫ

Александров Игорь Олегович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Ведущий научный сотрудник

Публикаций в поиске

103
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СИСТЕМНО-ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД СТРУКТУРА ЗНАНИЯ

Максимова Наталья Евграфовна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Старший научный сотрудник

Публикаций в поиске

68
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ DIFFERENTIATION ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
1989 год

2009 год

2014 год