АННОТАЦИЯ
При нормальном развитии и соответствующей видовой обусловленности зрение является неотъемлемым аспектом формирования индивидуального опыта – приобретения и фиксации адаптивных моделей взаимодействия индивида с миром. В данной работе изучалось значение контакта с оптическими параметрами среды в формировании и использовании индивидуального опыта. Для этого исследовались особенности научения и поведения при исключении зрительного контакта со средой у индивидов с нормальным зрительным развитием и интактной зрительной системой. Поскольку экологическое значение зрения варьирует у разных видов, одной из основных задач данной работы стал анализ того, с какими поведенческими особенностями может быть связано исключение зрительного контакта со средой у человека, зрительно-ориентированного вида, по сравнению с крысой, для которой зрение имеет меньшее экологическое значение. В работе описаны результаты исследований в двух экспериментальных моделях – инструментальное пищедобывательное поведение крысы (Эксперимент 1) и циклическая задача-игра для человека (Эксперимент 2). Показано, что индивиды (как крысы, так и люди) могут успешно и одинаково быстро обучаться новой задаче при ограничении и исключении зрительного контакта со средой. Описаны особенности скорости реализации поведения после обучения и ее динамики на трёх этапах эксперимента у крыс и испытуемых, обучавшихся с открытыми и с закрытыми глазами. Полученные результаты обсуждаются в терминах отношений элементов в структуре индивидуального опыта, а также в контекте экологической значимости зрения для разных видов.
ЦИТАТА
Арутюнова, К.Р. Обучение и поведение в отсутствие контакта с оптическими параметрами среды у видов с разным экологическим значением зрения / К.Р. Арутюнова, В.В. Гаврилов. В сборнике: Эволюционная и сравнительная психология в России: традиции и перспективы. – 2013. – С. 98-105